Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Уральское таможенное управление

История таможни

Первые упоминания о таможенном деле на Тюменской земле относятся к 16 веку ко времени правления Бориса Годунова. На протяжении более полутораста лет с 1600 по 1753 г.г. Тюменская таможня осуществляла финансовый и экономический контроль со стороны государства за торговой деятельностью на территории Сибири.

Вся торговая деятельность, по существовавшему тогда законодательству, разрешалась только на торгу или на гостином дворе.

В г.Тюмени была построена таможенная изба, которая являлась составной частью гостиного двора. А, тюменский гостиный двор считался одним из крупных, наравне с гостиными дворами в Верхотурье и Мангазее.

Тюмень развивалась и как важный транспортный узел. Здесь начинался водный путь: вверх по рекам Тоболу и Иртышу - на Крайний Север, а на запад через реку Туру товары попадали в Верхотурье, на правительственную Бабиновскую дорогу.

В 1728 году в городе был построен мост через речку Тюменку длиной 176 метров, на посаде которого встали таможня, торговые ряды, шесть приходских церквей.

Рынок ввозимых в Тюмень грузов до середины 18 века был насыщен товарами потребительско-бытового спроса: наряду с сукном, мылом, кожей, красками, одеждой и обувью  имелись и факты продажи-купли людей.

С развитием промышленности в 19 веке в облик патриархального города незаметно вошли судостроение, деревообрабатывающие промыслы.

В этот период развитие торговли, как в городе Тюмени, так и по всей Сибири,  было связано с именами двух купеческих семей  Иконниковых и Колокольниковых. Вплоть до конца 19 века они являлись крупными поставщиками в центральную часть России чая, пороха, табака, вина, пряностей и трав.

В нашем городе сохранились дом и торговая лавка купца Иконникова, в которых сегодня располагаются фонды областного краеведческого музея, рассказывающие о быте и деловой жизни купечества, их торговых предприятиях.

В конце 19 века Тюмень, выгодно расположенная водными путями к северным воротам в Западную Сибирь, стала базой парового флота. А открытие железной дороги Екатеринбург-Тюмень соединило Сибирь с центром России. Торговые дела «пошли в гору» и 1 сентября 1899 года Департамент таможенных сборов учредил в городе Тюмени таможню 1 класса.

Здание Тюменской таможни находилось на железнодорожной станции Тура.

Таможня приносила доход в государеву казну до 1901 года. Но с открытием участка Новосибирск-Омск товары, предназначенные для европейской России, стали «проезжать» мимо провинциального города. Тюменская таможня как внутренняя таможня не оправдывала финансовых средств, которые тратились на ее содержание.

12 июня 1902 года его Императорское Высочество Великий князь Михаил Романов высказал мнение в Общем Собрании Государственного Совета о некоторых преобразованиях по таможенному надзору в Сибири, и повелел таможни 1 класса в городах Тюмени и Красноярске упразднить.

Современная Тюменская таможня начала свою деятельность как таможенный пост, образованный приказом Главного управления Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) № 148 от 01 сентября 1989 года.

Приказом ГУ ГТК при Совете Министров СССР № 253 от 24 октября 1990 года Тюменский таможенный пост был преобразован в Тюменскую таможню.

По штатному расписанию численность Тюменской таможни в 1990 году составляла 19 человек, из них: в Тюмени – 10 человек, на Сургутском, Новоуренгойском и Комсомольском таможенных постах – по 3 человека.

К январю 1992 года в Тюменской таможне действовали следующие отделы: грузовой, оперативный, таможенных платежей, по расследованию таможенных нарушений, автоматизированных систем управления, бухгалтерия и канцелярия.

По состоянию дел на 11 июля 1995 года Тюменская таможня вместе с северными постами насчитывала 552 человека. Организационно-штатная структура таможни составляла 15 постов, в том числе: Новоуренгойский, Ханты-Мансийский, Сургутский, Надымский, Салехардский, Тобольский, Ноябрьский, Казанский, Ялуторовский, Заводоуковский, Югорский, Ишимский, Няганьский и Междуреченский. В таможне насчитывалось 26 отделов.

В августе 1995 года стали постепенно один за другим выделяться из Тюменской таможни северные таможенные посты, с 1996 года по 1997 год Ялуторовский и Заводоуковский таможенные посты.

С 1 июля 2011 года в связи с перенесением таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза расформирован таможенный пост МАПП Казанское.

20 апреля 2017 года ликвидирован Ишимский таможенный пост Тюменской таможни. Полномочия по совершению таможенных операций переданы Тюменскому таможенному посту Тюменской таможни.

С 3 октября 2017 года Тюменской таможне переподчинен Курганский таможенный пост Челябинской таможни.

С 1 октября 2019 года, в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 29 апреля 2019 г. № 729 «О реорганизации Ханты-Мансийской, Ямало-Ненецкой и Тюменской таможен», Ханты-Мансийская и Ямало-Ненецкая таможни реорганизованы путем присоединения к Тюменской таможне.

В настоящее время в структуру Тюменской таможни входят 13 таможенных постов: Тюменский таможенный пост, Тобольский таможенный пост, Курганский таможенный пост, Нижневартовский таможенный пост, Ноябрьский таможенный пост, Салехардский таможенный пост, Таркосалинский таможенный пост, Югорский таможенный пост.

В том числе, 5 международных воздушных пунктов пропуска через Государственную границу РФ: таможенный пост Аэропорт Рощино, таможенный пост Аэропорт Нижневартовск, Сургутский таможенный пост, Ханты-Мансийский таможенный пост, Новоуренгойский таможенный пост. Кроме того, в зону ответственности Тюменской таможни входит Аэропорт Сабетта, открытый для международного сообщения и морской пункт пропуска Сабетта.

Штатная численность Тюменской таможни – 436 единиц.

С 25 октября 2018 года Тюменская таможня является таможней фактического контроля. Регионом деятельности Тюменской таможни определены Тюменская и Курганская области, общей площадью 1,5 млн. км2, от Северного Ледовитого океана на севере до Государственной границы с Республикой Казахстан, общей протяженностью 760 км, на юге.